![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

"Вместе с введением в России вместо кабаков казённой монопольной продажи питей у нас появилось уличное пьянство. В кабаках были столы, стулья, скамейки; в казённой лавке ничего такого для покупателя нет. Каждому предоставляется право выйти на улицу, покрутить сургучом пробки о соседний забор или о дерево, стукнуть по донышку бутылки ладонью и потом, стоя, переливать живительную влагу себе в рот.
Нам думается, что уличное пьянство возможно только из посуды определённой, небольшой, ёмкости. Ведь никто не видал, чтобы на улице человек пил прямо из четверти*; редко приходится видеть, чтобы стоя пили из бутылки; не особенно часто пьют из полубутылок, — а из соток и двухсоток постоянно пьют стоя.
Правда, в последнее время розлив водки в крупную тару растёт, а в сотки и двухсотки падает. Любопытно, что в северных губерниях покупатели предпочитают мелкую посуду крупной. Восточные губернии, Урал и Сибирь оказывают предпочтение объёмистым сосудам. Среднечернозёмные губернии также предпочитают покупать крупный размер.
Малороссы более великороссов склонны к индивидуальному пьянству и больше берут водки в малых бутылках. Курляндцы, лифляндцы и эстляндцы не оправдывают в этом деле мнение о своём замкнутом, необщительном характере, и в их покупках преобладает крупная тара. А вот поляки и евреи решительно предпочитают пить в одиночку и в основном берут сотки и двухсотки.
В целом, на западе России, включая Петербург, пьют сотками, в центре из более крупной посуды, а на востоке всему этому предпочитают четверть".
* Четверть (0,25 ведра) — 3,1 л; бутылка — 0,615 л; сотка (0,01 ведра) — 123 мл; двухсотка — 61,5 мл.
«Нужды деревни», 1908 г.