annum_per_annum: (Default)
[personal profile] annum_per_annum
"За время своего существования (IV—XV вв.) Византийская империя создала самобытную музыкальную культуру, неразрывно связанную с христианством. Ежедневные (церковные богослужения были обязательны в жизни каждого византийца, и музыке отводилась в них важная роль.

По библейскому преданию, древнееврейский царь Давид «расслышал пение небес» и передал небесные славословия людям. Псалмы царя Давида, удивительные по форме обращения к Богу, вошли в христианскую церковную службу. Тексты византийских песнопений включали не только эти древние образцы поэзии, но и новые, созданные христианскими поэтами-гимнографами (от греч. «химнос» — «торжественная песнь» и «графе» — «пишу»). Ранние произведения гимнографии представлены в творчестве Романа Сладкопевца (VI в.). Основные же тексты сложились в VII—IX вв. при крупных монастырях в главных городах восточной ветви христианской культуры.

До возникновения в Византии нотного письма (в конце IX в.) песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться в певческих богослужебных книгах особыми знаками — невмами. В византийской музыке существовала система из восьми ладов (гласов), каждый из которых имел характерные опорные звуки (устои) и звуковой объем (диапазон). Все вместе они образовали музыкальную систему, которая получила название осмогласие.

Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (от греч. «канон» — «образец», «правило») — музыкально-поэтическая композиция из девяти разделов, включавшая в себя темы покаяния и прославления. Тропарь — хвалебное песнопение, которое сочинялось к празднику или торжественному событию, но не было самостоятельным произведением, а входило в более крупное. Каждому музыкальному жанру отводилось, определенное место в богослужении.

Церковное пение подчинялось строгим законам — церковно-певческому канону. Правила были изложены в одной из важнейших богослужебных книг — Уставе. В нем содержались подробные указания, в какие дни и часы, при каких церковных службах и в каком порядке нужно читать или петь те или иные молитвословия.

Исполнение песнопений требовало длительной подготовки, поэтому певчие воспитывались с раннего детства в монастырях и храмах, где их обучали доместики (руководители хоров).

Когда мы говорим «византийская музыка», то имеем в виду церковное богослужебное пение восточных церквей византийской традиции.

Бакалавр богословия, москвич Иван Дяченко в статье «Византийская музыка. Адаптация к русскому клиросу» указывает, что византийской музыкой или, по-другому, псалтикийным искусством называется, во-первых, нотация, использующая систему только для нее характерных певческих знаков, с помощью которых записываются церковные песнопения Восточной Православной Церкви (имеются ввиду Греческие Патриархаты и автокефальные Церкви, а также Болгарский и отчасти Сербский Патриархаты); во-вторых, так называется церковное пение, возникшее в эпоху Византийской империи и продолжающее свое существование до сегодняшних дней на клиросах Православной Восточной Церкви, причем не важно, на каком языке поются эти песнопения. И если это современное пение не ломает установленную мелодическую и морфологическую структуру письменной и устной традиции византийского и поствизантийского периодов, то такое богослужебное пение в грекоязычных церковных и научных кругах принято называть византийской музыкой.

Мирская музыка эпохи существования Византийской Империи не имеет письменных источников. О ней мы можем судить лишь по сохранившейся в последующие периоды устной традиции. Среди Святогорских рукописей самая древняя, содержащая народные песни, относится к 1562 г. Ведь помимо церковной в Византии существовала и народная музыка. Эта музыка (сохранившая формы древнегреческого искусства) была частью традиционных обрядов и праздников.

Константинос Фотопулос в статье «Не надо нам кифар, струн и органа..» пишет: «Церковная музыка — не произвольное художественное самовыражение. Учитель музыки преподает ту музыку, которую он воспринял от своих учителей как дар, как талант, а ученик принимает ее со вниманием, почтением и благочестием. Она оставлена нам Святыми Отцами, которые, будучи просвещены Духом Святым, выделили и отринули в ней всякое зрелищно-мирское начало и установили для божественных служб те гаммы, ритмы и музыкальные фразы, которые помогают душе молящегося исполниться благочестия и возлюбить Бога».

В 1918 г. в Египте, в местечке Оксиринх, был найден греческий папирус, датируемый III веком после Рождества Христова. Это записанный древнегреческой алфавитной нотацией гимн в честь Пресвятой Троицы. Конечно, это свидетельство того, что первые христиане практиковали пение в богослужении. Мы не имеем других свидетельств о существовании каких-либо церковных музыкальных книг той эпохи. Первым периодом христианской музыки мы могли бы назвать период с I по IV вв., во время которого очень мало использовалась древнегреческая нотация, а передача богослужебных гимнов осуществлялась, скорее всего, из уст в уста.

В первый период поются псалмы Давида, перемежаемые краткими тропарями, затем вводится антифонное пение (исполнение мелодии поочередно двумя хорами, правым и левым), а также пение солиста и отвечающего ему хора. С основанием Константинополя в 324—330 гг. начинается византийская эра и второй период в развитии христианского богослужения и пения. Этот период охватывает эпоху великих гимнотворцев VII—VIII вв. и заканчивается приблизительно к XII в. Именно тогда практически все службы Богослужебного круга распеты и уже сформирован основной корпус богослужебных книг.

Колоссальное значение для развития богослужебного пения сыграло составление и систематизация Октоиха (Октоих (осьмогласник) — богослужебная православная книга). Октоихи Греческой и Русской церквей значительно отличаются друг от друга.

Св. Иоанн Дамаскин, занимающий особое место в певческой традиции, помимо того, что писал прекрасные песнопения, систематизировал церковную музыку; он считается главным создателем Октоиха (конец VII — первая половина VIII вв.). Им были заложены основные принципы системы осьмогласия. Византийское понятие «троп» древнегреческой музыки он заменил понятием «глас» и разделил музыку на восемь гласов: первый, второй, третий, четвертый, первый плагальный, второй плагальный, третий плагальный (или варис) и четвертый плагальный, и установил способ записи музыки с помощью особых знаков.

Каждый глас обладает характерным только для него звучанием и строем, гласы различаются между собой не только строением тетрахорда или звукоряда, но и тем, что каждый глас имеет набор характерных для него попевок.

За святым Иоанном Дамаскиным следует длинная череда гимнографов и музыкантов: св. Косьма Сладкопевец, св. Феодор Студит, братья Феодор и Феофан, св. Иосиф Гимнограф, монахини Кассиана и Фекла, императоры Лев Мудрый и Константин Багрянородный, иеромонах Гавриил и священник Иоанн Плусиадинос, написавшие также и учебные книги по византийскому пению.

В IX в. византийская музыка приходит в Святую Русь. В своей «Хронике» Иоаким пишет, что после крещения св. князя Владимира митрополит Михаил призвал в Киев среди прочих священнослужителей нескольких певчих, в то время как в другом историческом источнике, «Генеалогической книге» митрополита Киприана, говорится, что во времена правления Ярослава Мудрого на Русь пришли трое певчих, научивших русских братьев благочестивому песнопению.

Следующим периодом в истории византийской музыки можно назвать время от XII в. до середины XV в. Этот период принято считать расцветом византийской музыки. Если раньше создатели богослужебных текстов были обычно и их распевщиками, то с XII в. и далее приходит пора великих певцов, «Маисторов» (мастеров), учителей музыки. Их задача — заново распеть в соответствии с новыми вкусами и современной эстетикой уже существующие богослужебные тексты. Среди них — преподобный Иоанн Кукузель, Никифор Эфикос, Ксенос Коронис, Иоанн Гликис. До XV в. певцы Великой Церкви Софии Константинопольской подразделялись на доместиков, лампадариев, протопсалтов, монофонариев, чтецов, вастактов (есть предположение, что это певцы, которые держали исон — ровную музыкальную линию, поддерживавшую основную мелодию), хирономов, хористов. Со времени разрушения Константинополя в 1453 г. протопсалтом стал называться руководитель правого хора, лампадарием — левого, доместики стали их помощниками.

Преподобный Иоанн Кукузелъ, родом из Диррахии (Болгария), в детстве остался сиротой. Обладая очень красивым голосом, поступил в придворную Константинопольскую школу, где за свои дарования приобрел расположение императора и стал первым придворным певцом. Но прелести императорского двора томили боголюбивого юношу. Волею Божией, встретившись с афонским старцем — игуменом, прибывшим в Константинополь по монастырским делам, Иоанн по его благословению, вместе с ним ушел на Святую Гору. Там его приняли, постригли в монашество и поручили пасти монастырское стадо. Уходя со стадом в далекие святогорские пустыни, юноша в уединении предавался молитве и пению Божественных гимнов. Ангельская красота его голоса очаровывала даже животных. По своей скромности и смирению юный певец не открывал братии своего дара. Однажды его пение услышал пустынник и известил игумена о дивном певце. Юный Иоанн открылся, что он бывший придворный певец.

Искусный певец, преподобный Иоанн Кукузель много потрудился и в науке о церковном пении и заслуженно снискал себе звание магистра и доместика: он сам исправлял и составлял мелодии для церковных стихир, тропарей и кондаков и для всей церковной службы; перекладывал тексты песнопений, писал свои тропари. По рукописям известны такие его сочинения: «Книга, обнимающая, при Божием изволении, всё последование церковного чина, составленное магистром господином Иоанном Кукузелем», «Последования, составленные магистром Иоанном Кукузелем, с начала великой вечерни даже до конца Божественной литургии», «Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения» и др.

На Западе в некоторых церквях и собраниях редкостей хранятся рога, вырезанные из слоновьей кости и нередко богато украшенные изображениями. Они тоже когда-то служили для призыва верующих на молитву. Однако о происхождении уцелевших инструментов судить иногда трудно: принадлежали ли они византийцам, арабам или даже западным народам. Вероятно, они использовались в основном на войне и охоте.

С падением Византийской империи (вторая половина XV в.) начинается четвертый период истории византийской музыки, простирающийся вплоть до наших дней.

Периоды развития византийской нотации
1-й период:
Ранняя византийская нотация (950-1175).

Экфонетическая нотация (использовалась при чтении Евангелия, Апостола, Пророческих Книг). В этот период возникают отдельные знаки для записи мелодии, но энергия каждою из этих знаков не имеет пока строго определенного значения. В течение первого периода широко используются и другие типы нотаций. В IX в. существует Theta-нотация, в X—XI вв. — Chartes-нотация, в XI в. — Coislin-нотация.

2-й период: Средневизантийская полная нотация, или Round-нотация.
Рождение и становление всех знаков византийской нотации (15 единичных, показывавших движение голоса, знаков и 40 так называемых Великих ипостасей). Эта нотация ясно указывает интервальную структуру мелодии. В этот период появляются мартирии, обозначавшие тот или иной глас или ноту звукоряда, а также фторы, показывавшие в мелодии изменение интервалов, расстояния между ступенями. Этим типом нотации записывал свои творения преп. Иоанн Кукузель. Отдельные знаки, сочетаясь друг с другом, образовывали устойчивые мелодические окончания в зависимости от данного гласа и рода образовывали музыкальные фразы. А уже из фраз с попевками складывалось всё песнопение.

3-й период: Переходная (разъяснительная) нотация (1670-1814).
Стремление более подробно прописывать мелодию постепенно вытесняет употребление великих ипостасей. В результате необходимости наиболее полно объяснить устойчивые мелодические формулы происходит поиск разнообразных сочетаний знаков между собой. Стихиры и ирмосы распеваются с большим изыском. Тогда же возникает калофонический Ирмолог. Предшествующие большие распевы значительно сокращаются.

4-й период: Новая аналитическая византийская нотация, новый метод (с 1814 г. и по сегодняшний день).
Новая аналитическая нотация исключила использование великих ипостасей и еще пяти знаков нотации.

Систематизируется и подробно описывается разделение гласов по типу звукоряда на три рода: диатонический, хроматический и энармонический. Цель нового метода — упрощение записи, полная ясность энергии каждого знака, создание знаков, указывающих на длительность, подробное объяснение составных знаков предшествующей нотации через простые знаки. В этот период происходит переписывание всего корпуса богослужебного пения 2-го и 3-го периодов новой аналитической нотацией. Созданием и систематизацией нового метода занимались три великих учителя: митрополит Хрисанф Прусский, Григорий Протопсалт и Хурмузий Хартофилакс.

Одна из общих отличительных черт византийской музыки — монофоническое, то есть, одноголосное пение, что символизирует единство веры. Параллельно с исполнением одноголосой мелодии следует исон, представляющий собой ровную музыкальную линию, которую исполняет часть певчих и которая как бы поддерживает основную мелодию, чтобы акцентировать ее.

Музыкальные знаки, используемые для записи мелодии (невмы), указывают не на абсолютную высоту тона, как в пятилинейнои нотации, а на движение голоса от одного знака к другому, и это движение тесно связано с особенностями данного гласа, рода гласа (стихирный, ирмологический, пападический), а также мелодическими тяготениями. Отправной точкой отсчета для движения голоса становится основной тон данного гласа. Огромное значение имеет знание содержания каждого музыкального знака, так как от этого зависит правильное исполнение мелодии песнопения со всеми нюансами интонирования.

Византийская музыка исполняется антифонно, то есть мелодия поется поочередно двумя хорами, правым и левым.

Поскольку в византийской музыке царит единогласие, особое внимание в ней уделяется украшению мелодии. Поэтому в ней наблюдается разнообразие музыкальных гамм с интервалами, не свойственными и не встречающимися в европейской музыке.

Византийская музыка не содержит мелодий произвольного сочинения. Составитель музыки, создавая мелодию, должен принимать во внимание освященные Церковью и сохраняемые веками музыкальные каноны. Еще одна отличительная особенность византийской музыки — это переменные такты. Построение такта обычно определяется ударностью слогов. При использовании переменных тактов исчезает та светскость, которая характеризуется равными тактами европейской музыки.

И последнее: в византийской музыке используются кратимы — не имеющие собственного смысла слова и слоги: тороро, терирем, тенена и т. п. Кратимы приставляются обычно в конец гимнов и символизируют невыразимое, превосходящее человеческие слова пение Ангелов.

Необходимо обращать внимание на сущность «служения» византийской музыки в православной службе. Обычно говорят, что византийская музыка — это одежды слова, учения, которое содержат песнопения.



По рельефным изображениям на нижней части обелиска Феодосия видно, что византийцы применяли человеческую силу для нагнетания органных мехов вместо употреблявшегося раньше для этой цели гидравлического пресса. Особое искусство византийцев по устройству органов подтверждается сведениями о том, что около 757 г. византийским императором Константином Копронимом в дар франкскому императору Пипину Короткому был послан орган; другой орган был подарен Карлу Великому императором Константином. Его установили в Ахенском соборе, и это был первый случай появления органа в Западной церкви. Этот полнозвучный инструмент был усовершенствован византийцами и использовался только при светских празднествах, но никогда не звучал на церковных торжествах.

"История мировой музыки. Жанры. Стили. Направления".
А. Минакова, С. Минаков, "Эксмо", 2010


Profile

annum_per_annum: (Default)
annum_per_annum

July 2017

S M T W T F S
      1
2 3 456 7 8
9101112131415
16171819 20 21 22
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 5 August 2025 15:16
Powered by Dreamwidth Studios