![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

"«Чем дальше поднимаешься к северу, тем меньше и меньше становится черной, не покрытой льдами земли. Наконец, только вершины гор одиноко стоят среди сплошного мощного ледяного покрова». Так описал ледник Новой Земли В. А. Русанов. Конечно, впечатления — это всегда личное. Меня, например, в тех же местах больше поразила пустынность ландшафта и общие очертания самого ледникового покрова, словно придавивших и сгладивших окрестные горы. Новоземельский ледниковый покров — самый большой ледник нашей страны—занимает северную часть Новой Земли от полуострова Адмиралтейства на юге и почти до мыса Желания на севере. Если исключить Канадский арктический архипелаг, то в Арктике по размерам он уступает только ледниковому покрову Гренландии. Размеры Новоземельского ледника весьма внушительны. Длина его по ледоразделу (понятие, заменяющее на крупных ледниках водораздел) составляет 413 км, ширина (в наиболее широком месте) — почти 95 км, а высоты постепенно снижаются с севера на юг от 1000 м до уровня моря. Сверху покров слегка напоминает изогнувшуюся ящерицу. Это сходство возникает из-за многочисленных ледниковых языков, сползающих к побережьям обоих морей. Такие языки на картах имеют собственные названия как самостоятельные ледники. В хорошую погоду, когда оттенки льда эффектно контрастируют с изрытой волнами мрачной поверхностью моря, ледник производит незабываемое впечатление. Недаром один путешественник отметил: «...поистине это самая красивая полярная панорама... и ледники Шпицбергена, сами по себе такие величественные,— ничто по сравнению с этими ледниками...»
В наше время ледниковый покров Новой Земли изучали экспедиции Арктического института и Института географии АН СССР. Эти исследования установили, что наиболее характерная черта покрова — слабое влияние подстилающего рельефа на характер ледниковой поверхности. Нельзя утверждать, что ледниковый покров Новой Земли полностью независим от коренного рельефа. Его наибольшие высоты находятся по соседству с наивысшими вершинами Новой Земли (1596 м в окрестностях залива Норденшельда). Продолжение заливов в глубь суши под ледниковым покровом можно четко проследить в рельефе ледника (особенно по западному побережью), а по трещинам — даже в десятках километрах от побережья (верховья залива Иностранцева, Гавани Мака и т.д.). Особенно много трещин в концевой части ледниковых языков. Ширина таких трещин достигает 30 м, изредка больше, а глубина — сотни метров. Зимой на них образуются снежные мосты, превращающие эти коварные гигантские трещины в предательские западни.
На отдельных участках на трещины приходится до половины всей ледниковой поверхности; это сплошное нагромождение ледяных глыб в лабиринте бездонных пропастей.
Ледник Новой Земли не умещается в пределах суши и по долинам спускается к морю в виде выводных языков. Например, на побережье Баренцева моря их 24, а по Карскому побережью — 11. Высота краевых обрывов ледников достигает 40 м.
Осадки, питающие ледник, на Новую Землю поступают в основном с запада, поэтому ледниковый покров там несколько смещен к побережью Баренцева моря и можно утверждать об асимметрии ледникового покрова Новой Земли. С ней совпадает повышение границы питания к востоку. Выше этой границы идет непрерывное накопление снега, который со временем превращается в фирн и лед. Наоборот, ниже границы питания происходит непрерывное снижение ледяной поверхности в результате таяния. Как же возник Новоземельский ледник? Ледниковые покровы, с одной стороны, явились следствием определенных климатических условий, а с другой — сами влияют на климат. Достаточно напомнить, что описываемый ледник охлаждает окружающую атмосферу почти на 2°, но тем не менее климат остается здесь все-таки морским. Наиболее низкие зимние температуры ледника характерны для центральной части ледника -42,7°. Метель здесь — обычная гостья и может начаться в любое время. Так, в 1958 г. было отмечено более 200 дней с метелью. Если считать за лето дни с положительными температурами, то на ледораздельной части покрова оно продолжалось всего 19 дней. Говоря о климате ледникового покрова Новой Земли, нельзя не вспомнить и сильные стоковые ветры — знаменитую новоземельскую бору, способную поспорить с любыми ураганами. Например, только за сутки в марте 1959 г. такой ветер «соорудил» на льду залива Русская Гавань галечниковую косу длиной в несколько километров. Как и в других районах, такие ветры здесь нередко сопровождаются феновым эффектом. Зимой повышение температуры при этом практически не ощущается, но однажды летом 1959 г. температура воздуха поднялась до +19°. И необычным следствием такого ветра было... появление комаров. На общем фоне почти полного отсутствия жизни такое обогащение фауны бросалось в глаза. Ледниковый покров — настоящая ледяная пустыня. Изредка на его окраины забредает белый медведь. Кажется, даже птицы огибают его на пути своих перелетов. Человеку здесь тоже не просто приспособиться к необычно суровым условиям, даже чисто психологически. Из-за отсутствия привычных объектов теряется способность правильно оценивать расстояния, а при тумане или в темноте с исчезновением линии горизонта порой нарушается пространственная ориентация. Иногда кажется, например, что водные потоки текут вверх по леднику. Все это вызывает дополнительные психологические нагрузки. В общем жизнь и работа на Новоземельском леднике требует крепких нервов!
В отличие от горных ледников лед покровов движется в противоположных направлениях от ледоразделов. Мы располагаем данными о движении льда только для бассейна ледника Шокальского. В 5 км от ледораздела этого глетчера отмечена скорость 9 м в год, а в прифронтальной части — до 150 м в год. Возрастание скорости движения льда вниз по склону покрова происходит неравномерно. На ограниченных участках «барьеров» (уступах ледниковой поверхности) скорости движения льда возрастают до 300 м в год.
В последние десятилетия ледниковый покров между Баренцевым и Карским морями почти непрерывно «худеет», так как его питание осадками значительно меньше расходов на таяние. При общей массе льда ориентировочно в 6000 км2 за год теряется 2,9 — 3,6 км3 льда (по различным расчетам). Интенсивное сокращение покрова началось в нашем веке и связано с общим потеплением Арктики.
Отдельные выводные языки за 20 лет отступили при этом значительно (Иностранцева — на 8 км, Броунова — на 5 км). Другие (например, ледник Шокальского) сравнительно стационарны. Изменения ледниковых языков по Карскому побережью менее заметны.
Ледниковый покров Новой Земли даже в нашей стране, богатой разнообразными памятниками природы, представляет уникальный географический объект. Расположенный вдали от обжитых мест и туристских маршрутов, он недоступен для туристов и вообще любителей природы. Даже экспедиции гляциологов не часто появляются в его заснеженных просторах.
«Будущим исследователям, которые пожелают и смогут пройти по ледяному покрову вдоль северного острова, предстоит интересная задача — отметить распределение горных высот внутри Новой Земли, уяснить образование ледников у их истоков, определить общую высоту ледяного покрова... и вообще изучить физические свойства и характерные особенности никем не обследованных ледников Новой Земли". Теперь, когда мы выполнили эту часть завета В. А. Русанова, перед нами встали новые проблемы. Значит, познание крупнейшего ледника страны продолжается".
В. Корякин,
Популярный географический ежегодник
"Земля и люди", 1977